Рус | Eng

ЮС Когенс - Юридические услуги

+7 (343) 204-71-33

Время работы:

пн - пт: с 9:00 до 18:00


Главная > Наша практика > Правовые основы взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности. Создание инвестиционного паспорта территории


Вебинар "Земля и недвижимость. Правовые новинки-2016".

Видео

 

Правовые основы взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности. Создание инвестиционного паспорта территории

 

Специалист в области корпоративного права, руководитель проектов юридического агентства "ЮС КОГЕНС" Ангелина Азанова 

 

  1. Инвестиционный паспорт территории (города/региона).

 

            Субъекты РФ значительно различаются между собой по уровню развития инфраструктуры, бизнес - потенциалу, условиям, созданным для деятельности инвесторов, рискам. В конкурентной борьбе выигрывают те субъекты, которые создают наилучшие условия для деятельности инвесторов и ведут активную PR - кампанию по информированию потенциальных деловых партнеров об условиях ведения бизнеса в регионе.

           
При принятии решения о начале работы в России или в конкретном регионе отечественные и иностранные инвесторы рассматривают две группы факторов:

· Инвестиционный потенциал и степень его реализации (общий уровень инвестиционной активности);

· Уровень и характер региональных инвестиционных рисков.

При оценке инвестиционного потенциала используется широкий круг показателей, основными из которых являются:

· Ресурсно-сырьевой потенциал регионов;

· Трудовой потенциал;

· Производственный потенциал;

· Рыночный потенциал;

· Финансовый потенциал;

· Научный и инновационный потенциал;

· Инфраструктурный потенциал;

· Институциональный потенциал.

            Однако, помимо инвестиционного потенциала принимаются во внимание и риски, сопутствующие осуществлению предпринимательской деятельности, среди которых отдельно можно выделить экономический и законодательный риски.

            Информация, необходимая инвестору, носит комплексный характер. Отсутствие даже части требуемых данных заставляет потенциального инвестора затрачивать дополнительные временные и финансовые ресурсы на поиск информации и, в ряде случаев, это ведет к отказу от работы в данном городе или субъекте.

            Важно в инвестиционном паспорте отразить не только ресурсно-сырьевой потенциал регионов, но и административную структуру,  те правовые инструменты, которые позволят достичь основной цели – реализации инвестиционного проекта с оптимальным использованием финансовых, временных и прочих ресурсов.
           
Задача обеспечения информационной прозрачности решается разными традиционными методами, такими как участие в различных инвестиционных выставках, конференциях регионального, федерального и международного уровня, издание проспектов и СD-дисков. Эти методы имеют свои преимущества, но и недостатки, такие как быстрое устаревание представленной информации, ограниченная аудитория пользователей, дороговизна, невозможность отразить необходимую информацию в полном объеме, что не позволяет им стать универсальным инструментом для решения выше обозначенных задач.

           
Наиболее оптимальным средством, демонстрирующим инвестиционный потенциал территории и содержащим комплексную информацию по всем вопросам, интересующим инвестора, является "Инвестиционный паспорт территории".

           
Основная идея Инвестиционного паспорта состоит в том, чтобы предоставить инвестору весь набор информации о региональном инвестиционном климате, требуемый для принятия решения о начале работы с регионом.

           
Инвестиционный паспорт реализуется как сайт в сети интернет и включает следующие основные информационные компоненты:

· региональная политика;

· экономическая и социальная статистика;

· административная инфраструктура в сфере инвестиций;

· законодательство в сфере инвестиций, включая систему гарантий и защиты прав инвесторов, а также порядок процедур при реализации инвестиционных проектов;

· бизнес-инфраструктура (финансово-банковская система, инфраструктура рынка ценных бумаг и др.);

· имеющиеся ресурсы (полезные ископаемые, научный потенциал, трудовые ресурсы и др.);

· хозяйственный комплекс, включающий описание основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса, потребительского рынка;

· инфраструктура (инженерная и транспортная инфраструктура, уровень развития связи и телекоммуникаций);

· имеющиеся инвестиционные проекты;

· предложения о продаже земельных участков, объектов незавершенного строительства, готового бизнеса, информация о свободных производственных площадях.

 

            Отличительными особенностями проекта "Инвестиционный паспорт территории", выделяющими его из ряда других информационно-имиджевых проектов регионов и городов России, являются:

· четкая структуризация информационного содержания, соответствующая информационным потребностям потенциальных инвесторов и системе критериев оценки инвестиционной привлекательности;

· глубина раскрытия информации о конкретных объектах инвестиций, достаточная для оценки коммерческой эффективности и рисков проектов;

· наглядность представления информации, использование современных геоинформационных и интернет технологий.

      Итак, важно в инвестиционном паспорте отразить не только ресурсно-сырьевой потенциал регионов, но и административную структуру,  те правовые инструменты, которые позволят достичь основной цели – реализации инвестиционного проекта с оптимальным использованием финансовых, временных и прочих ресурсов. Для этого, необходимо точное указание административной структуры — кто уполномочен решать данный вопрос, на основании каких нормативно-правовых актов (текст этих актов должен быть размещен). Именно тогда инвестиционный паспорт станет рабочим инструментом для привлечения инвесторов.

  

  1. Основные этапы реализации проектов, претендующих на финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

 

      В настоящее время отсутствует общепринятое определение государственно-частного партнерства (ГЧП) в России, в юридической литературе их предложено несколько десятков. Не проясняет ситуацию и законодательство. Если обобщить все  определения, то можно выявить несколько существенных признаков, при наличии которых взаимоотношения государства и бизнеса можно определить как ГЧП:

а) ГЧП предполагает юридические отношения или договоренности между государственными и частными инвесторами. Отношения фиксируются в официальных документах.

б) правительство в ГЧП проектах выступает равноправным партнером.

в) ГЧП проекты направлены на реализацию публичных интересов.

г) партнерство является взаимовыгодным (для государства это преимущественно удовлетворение общественных потребностей, для бизнеса — получение прибыли и развитие).

д) распределение специфических рисков.

е) реализация в течение длительного времени.

      Суммируя эти признаки, можно определить ГЧП как взаимовыгодное стратегическое средне- и долгосрочное сотрудничество между государством (и/ или муниципальными образованиями) и негосударственным хозяйствующим субъектом (любым лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность), основанное на разделении рисков и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач и функций.

      На сегодняшний день максимально соответствующим российской концепции ГЧП и самым развитым с точки зрения нормативной проработки и практики применения остается такой инструмент как Инвестиционный фонд РФ (вопросами предоставления средств Инвестфонда ведает Министерство регионального развития РФ).

      Рассмотрим Основные этапы реализации проектов, претендующих на финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ

 

Основные этапы реализации проектов, претендующих на финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

 

Структурирование заявки на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда, разработка проекта, в рамках которой частный сектор планирует и обосновывает эффективность проекта и соответствие требуемым критериям

 

Подача заявки в профильное министерство и получение положительного заключения на проект

 

Согласование проекта с иными министерствами и ведомствами ( в зависимости от характера проекта, при этом конкретный перечень согласующих инстанций, не прописан)

 

 

Подача заявки в Министерство регионального развития РФ

 

Рассмотрение проекта Инвестиционной комиссией и передача его в Правительственную комиссию при принятии решения об одобрении и после устранения замечаний при возникновении таковых

 

Одобрение проекта Правительственной комиссией по проектам, имеющим общегосударственное значение

 

Подготовка и выпуск распоряжения Правительства РФ об утверждении паспорта проекта и выделении средств ответственным исполнителям от государства

 

Заключение инвестиционного соглашения между ответственным исполнителем и инвестором (при необходимости с участием иных лиц и органов, в частности от региона)

 

Начало финансирования ответственных исполнителей, организации конкурсов по привлечению генеральных проектировщиков или генеральных подрядчиков

  

            В Постановлении Правительства от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных  ассигнований инвестиционного фонда РФ» даны понятия и терминология для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП, а также установлены этапы и процедура отбора, основные требования к представляемой документации и проведению контроля и мониторинга хода реализации проектов. Само постановление не новое, но последние изменения в него были внесены в августе 2010 года.

 

  1. Правовые основы сотрудничества. Риски и возможности.

Мы рассмотрим:

- пример договора ГЧП

- пример договора бизнес/бизнес. Возможности для инвестора принимать участие в управлении делами юридического лица при заключении договора об осуществлении прав участников.

            Существует определенный спектр юридических конструкций, позволяющих осуществлять такое партнерство государства и частных инвесторов. Это может быть строительный подряд для государственных нужд, аренда государственного имущества, доверительное управление гос имуществом, соглашение о разделе продукции и ряд иных правовых форм.

            Специальным ФЗ, предмет регулирования которого составляет непосредственно отношения в области ГЧП, является ФЗ от 21.07.05 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который достаточно подробно регламентирует основания и порядок заключения, а также реализации концессионных соглашений. Прямые инвестиции, связанные с использованием недвижимого имущества, созданием инфраструктурных проектов и развивающиеся на основании гос или муниципальной собственности, облекаются в форму концессионных соглашений, поскольку данная договорная форма позволяет сбалансировано распределить права и обязанности между государством и инвестором.

            1. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

2.            Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Типовое концессионное соглашение, утвержденного Постановлением правительства РФ от 11.11.06г №673.

Рассмотрим возможности для инвестора принимать участие в управлении делами юридического лица при заключении договора об осуществлении прав участников. Федеральным законом от июля 2009 года внесены изменения в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ, которыми установлена возможность для участников обществ с ограниченной ответственностью заключать Договор об осуществлении прав участников, по аналогии с акционерными соглашениями. Данный договор дает участникам ООО возможность заранее обдумать и согласовать вариант голосования на будущее время. Данное обстоятельство, значительно облегчит условия купли-продажи бизнеса через покупку долей, а также исключит вероятность злоупотреблений со стороны миноритариев. Например, в договоре можно прописать такие условия, при которых участник, владеющий менее чем 2% уставного капитала, вправе продать свою долю в уставном капитале по той же цене, по которой продает свою долю другой участник. Так же можно описать порядок разрешения споров между участниками при тупиковых ситуациях. Механизм действия. Например, если несколько собраний подряд участники не могут принять какое-либо решение, не могу договориться, они начинают действовать согласно механизму, описанному в Договоре об осуществлении прав участников.

Таким образом этот договор дает возможность для инвестора, вошедшего а Общество как участник принимать управленческие решения на выгодных для него условиях.

 

 

  1. ФЗ №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. От 08.05.2010 г.

 

            Федеральным законом вводится новый тип государственных и муниципальных учреждений — казённые учреждения, статус которых, по существу, аналогичен правовому положению бюджетных учреждений, предусмотренному в настоящее время, с установлением дополнительного ограничения в виде требования о зачислении всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет".

            Теперь государственные (муниципальные) учреждения будут разделены на три типа: автономные, бюджетные и казенные, вторым из которых предоставлено "больше имущественной самостоятельности".

            Федеральный закон принят Государственной Думой 23 апреля 2010 года и одобрен Советом Федерации 28 апреля 2010 года. Закон вступил в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки.    Установлены многочисленные переходные положения, касающиеся, в частности, порядка исполнения действующими бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации.

            Рассмотрим подробнее такую организационно-правовую форму как автономное учреждение (АУ).

            АУ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах. Речь идет о сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (дополненный п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

            Таким образом, некоммерческая организация может быть создана в форме АУ только в том случае, если она будет осуществлять деятельность в сфере, обозначенной в Законе об автономных учреждениях, а также в иных сферах, но только если в федеральном законе на это указано. Например, Градостроительным кодексом предусмотрена возможность создания АУ, осуществляющих государственную экспертизу проектной документации. Отметим, что первоначально законодатели хотели вообще убрать слова "а также в иных сферах", тем самым установив закрытый перечень сфер деятельности, в которых могли бы создаваться АУ.
            Что делать тем АУ, которые созданы для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных новой редакцией п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях? В соответствии с п. 14 ст. 31 Закона N 83-ФЗ такие АУ подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования данного Закона. В "Российской газете" Закон N 83-ФЗ был опубликован 12.05.2010 (N 100).
В п. 15 ст. 31 Закона N 83-ФЗ указано, что принятие решения о ликвидации АУ и ее проведение осуществляются в порядке, установленном:
- Правительством РФ в отношении федеральных АУ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных АУ;
- местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных АУ.
            На основании п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях при ликвидации АУ требования кредиторов удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. В случае с АУ требования кредиторов не могут быть удовлетворены за счет недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем либо приобретенного учреждением на средства, выделенные специально для этого учредителем. Данное имущество, а также имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ.
            Что касается реорганизации, она может быть проведена в форме слияния или присоединения. Такая реорганизация может быть осуществлена исключительно в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества одного и того же собственника. При этом реорганизация АУ допустима только при условии, что это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования либо их права на участие в культурной жизни (п. 4 ст. 18 Закона об автономных учреждениях).

            В ФЗ №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...» от 08.05.2010 г. указан перечень нормативно правовых актов, необходимых для реализации этого ФЗ, которые должны принять соответствующие органы государственной власти, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Например, «Об утверждении условий и порядка формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания муниципальными бюджетными учреждениями», «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении муниципальных бюджетных учреждений». Чтобы подготовить эти акты, можно воспользоваться Постановлением Российской Федерации «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» от 26.07.10 №538 и Постановление главы Екатеринбурга от 01.11.10 №4962.

 

В докладе использованы:

Выдержки из ФЗ «О концессионных соглашениях»  от 21.07.05 №115-ФЗ

Выдержки из Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.11 №134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации».

Материалы журнала Корпоративный юрист № 10 от октября 2008 года.

Выдержки из ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ

Выдержки из ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений от 8.05.10 № 83-ФЗ

Постановление главы Екатеринбурга от 01.11.10 №4962

Постановление Российской Федерации «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» от 26.07.10 №538

К списку событий