Рус | Eng

ЮС Когенс - Юридические услуги

+7 (343) 204-71-33

Время работы:

пн - пт: с 9:00 до 18:00


Главная > События > Пресс-завтрак юридического агентства "ЮС КОГЕНС" "Утренний кофе с юристом"


Вебинар "Земля и недвижимость. Правовые новинки-2016".

Видео

 

Пресс-завтрак юридического агентства "ЮС КОГЕНС" "Утренний кофе с юристом"

 

Утренний кофе с юристом. Пресс-завтрак юридического агентства «ЮС КОГЕНС»

ЗАКОН 227-ФЗ. ЛОВУШКА ДЛЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА ИЛИ ШАГ НАВСТРЕЧУ ВТО?

 

28 сентября, в среду, в 10:00, в Room cafe состоялся первый пресс-завтрак из цикла мероприятий «Утренний кофе с юристом», организованный юридическим агентством «ЮС КОГЕНС».

Он был посвящен обсуждению Федерального Закона №227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

 
Эксперты:

Управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Владимировна Корабель.

Директор департамента проектного консалтинга аудиторской фирмы «Аудиторское партнерство» Ольга Игоревна Слобцова.

 

Итоги встречи

 

Сведения о законе             

Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» регулирует вопросы так называемого трансфертного ценообразования.

 

1. Вступление в силу и особенности применения. Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом штрафы по результатам корректировок не будут взиматься в отношении периодов до 2014 г., штраф в размере 20% будет взиматься в 2014 - 2016 гг. и штраф в размере 40% будет взиматься только с 2017 г.

 

2. Взаимозависимые лица. Доля непосредственного или косвенного участия одной организации в другой организации, дающая основания для признания лиц взаимозависимыми, составляет 25%.

При этом прямое или косвенное участие государства в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Также сохраняется право суда признать лиц взаимозависимыми по основаниям, прямо не предусмотренным в Законе.

 

3. Предмет сделок, подлежащих контролю.

Сделки между взаимозависимыми лицами.

В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

(Вариант работы: Завод-Торговый Дом; Генеральный подрядчик - субподрядчики)

 
Контролируемые сделки. Контролируемыми сделками признаются:

а) сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если общая сумма доходов по таким сделкам:

- превышает 1 млрд. руб. за календарный год (данный порог на 2012 г. установлен в размере 3 млрд. руб. и на 2013 г. - 2 млрд. руб.);

- превышает 100 млн. руб. за календарный год и одна из сторон сделки применяет специальный режим налогообложения в виде ЕНВД или единого сельскохозяйственного налога (данное положение вступает в силу с 1 января 2014 г.);

- превышает 60 млн. руб. за календарный год и одна из сторон сделки:

является налогоплательщиком НДПИ; или

не является налогоплательщиком налога на прибыль или применяет нулевую ставку; или

является резидентом особой экономической зоны;

б) внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами без какого-либо нижнего порога по сумме доходов по таким сделкам;

в) внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн. руб. за календарный год и предметом сделки являются:

- нефть и товары, выработанные из нефти;

- черные и цветные металлы;

- минеральные удобрения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни;

г) сделки с резидентами юрисдикций, внесенных Минфином РФ в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн. руб. за календарный год;

д) суд вправе признать сделку контролируемой в тех случаях, когда такая сделка формально не отвечает признакам контролируемой, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно.

 

4. Появилось интересное определение рыночной цены для целей налогообложения.

Для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

 В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов.

 

5. Сделки, не подлежащие контролю. Не признаются контролируемыми сделки, совершенные между:

- российскими организациями, зарегистрированными в одном субъекте РФ, при условии что:

они не имеют обособленных подразделений на территории других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

они не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

они не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль;

отсутствуют иные основания для признания сделки контролируемой в соответствии с Законом;

участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

 

6. Методы определения рыночных цен. Пять методов для определения налогооблагаемого дохода в сделках, между взаимозависимыми лицами:

- метод сопоставимых рыночных цен;

- метод цены последующей реализации;

- затратный метод;

- метод сопоставимой рентабельности;

- метод распределения прибыли.

Предусмотрена определенная иерархия применения методов.
 

7.           Новая обязанность налогоплательщика: представление документов.

На налогоплательщика возлагается обязанность уведомлять территориальный налоговый орган о совершенных им в календарном году контролируемых сделках. В уведомлениях необходимо указывать лишь предметы сделок, сведения об участниках сделок, сумму доходов и (или) расходов. При этом Закон не возлагает на налогоплательщика обязанность представлять какие-либо дополнительные документы (расчеты) вместе с таким уведомлением. Обязанность по представлению документации возникает у налогоплательщика только при получении соответствующего требования налогового органа. Налоговому органу предоставлено право истребовать у налогоплательщика документацию по конкретной сделке (группе однородных сделок). Под документацией законодатель понимает документ, содержащий данные о деятельности налогоплательщика, перечень лиц, с которыми совершена сделка, описание сделки, сведения о функциях лиц, являющихся сторонами контролируемой сделки, сведения об использованных методах расчета рыночных цен, сведения об экономической выгоде, полученной налогоплательщиком. Непредставление документов влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. До 2014 г. указанные положения об уведомлениях и представлении документации применяются в тех случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным в календарном году, превышает 100 млн. руб. в 2012 г. и 80 млн. руб. в 2013 г.

 

8. Новая налоговая проверка. Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком по сделкам со взаимозависимыми лицами, рыночным ценам выделена в отдельный вид налоговых проверок, которая проводится по особым правилам.

Отличия: увеличенные в два раза сроки на проведение проверки.

 

9.           Не все так плохо: Симметричные корректировки. Закон предусматривает возможность проведения симметричных корректировок для тех случаев, когда налоговый орган в ходе проверки одной из сторон контролируемых сделок установил несоответствие примененной цены в сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. В этом случае вторая сторона контролируемой сделки вправе самостоятельно провести симметричные корректировки. Симметричные корректировки допускаются только в том случае, когда одной из сторон сделки, исполнено соответствующее решение налогового органа.

10.          

10.         С налоговой можно договориться: Соглашения о ценообразовании.

Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон также предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения.

Соответственно, заключение соглашения о ценообразовании освобождает налогоплательщика от обязанности доказывать соответствие примененных им цен по сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. Соглашение о ценообразовании заключается на срок не более 3-х лет.

 

11.         Переходные положения. Следует отметить, что положения статей 20 и 40 НК РФ сохраняют свою силу в отношении сделок, по которым доходы и (или) расходы признаны налогоплательщиком до вступления в силу Закона. Хотя первоначальная редакция Закона предусматривала издание Минфином РФ методических рекомендаций по применению Закона, итоговый текст Закона не содержит такого положения.

 
12. Не все так четко, как хотелось бы.

Закон содержит ряд противоречивых положений, например: в Законе используется термин "общедоступные источники информации", при этом данное понятие никак не раскрывается, что неизбежно приведет к спорам о том, является ли конкретная информация полученной из общедоступных источников и, как следствие, может ли такая информация быть использована при определении интервала рыночных цен; установленная Законом иерархия источников информации ограничивает использование ряда методов определения интервала рыночных цен, когда в открытом доступе имеется информация, находящаяся выше по иерархии Закона, но неприемлемая с точки зрения применения выбранного метода; Закон выводит из числа контролируемых сделки, заключаемые между организациями, расположенными в одном субъекте РФ, при условии отсутствия убытков, однако неясно, будет ли сохраняться это положение в тех случаях, когда убыток будет заявлен одной из сторон такой сделки после ее исполнения, но в пределах одного налогового периода.

 

13. Рекомендации бизнесу:  

- провести инвентаризацию сделок, которые могут быть признаны контролируемыми;

- определить приемлемый метод определения рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);

- определить источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен;

- определить интервал рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);

сопоставить интервал рыночных цен, удовлетворяющий требованиям Закона, с ценами, приемлемыми с точки зрения требований таможенных и (или) антимонопольных органов, а равно учитывающими требования отраслевого законодательства (например, цены на фармацевтические препараты).

 
 

Контакты:

Юлия Столба, (343) 213-18-80, stolba@bk.ru.
Светлана Корабель, (343)372-28-23, korabel@jus-cogens.ru
Ольга Слобцова, (912) 24-41-394, axentol@mail.ru, info@auditpart.ru
К списку событий