Рус | Eng

ЮС Когенс - Юридические услуги

+7 (343) 204-71-33

Время работы:

пн - пт: с 9:00 до 18:00


Главная > События > Светлана Корабель выступила на международной конференции Social Media


Вебинар "Земля и недвижимость. Правовые новинки-2016".

Видео

 

Светлана Корабель выступила на международной конференции Social Media

 

Купонно-скидочные сервисы нарушают права потребителей, не возвращая оплату за неиспользованные купоны

 

В Москве 28-29 ноября 2011 года проходит двухдневная международная конференция Social Media Conference. Это главное грандиозное мероприятие года для рынка коммуникаций в социальных медиа. Темой для обсуждения  участников в течение двух дней являются продвижение бизнеса с помощью социальных медиа, секреты работы с соцсетями, правовые аспекты работы интернет-ресурсов. С докладом на тему действия Закона о правах потребителя в интернет (в частности, применительно к купонным сервисам) на конференции выступает управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Корабель (Екатеринбург). Сфера интернет-торговли сложна для правового регулирования в виду отсутствия практики, и закон здесь зачастую не выполняется. Так, например, купонно-скидочные сервисы не возвращают деньги за неиспользованные купоны. По словам Светланы Корабель, это прямое нарушение Закона о правах потребителей.

 

  Купонно-скидочный сервис «Группон» дает определение купона на своем сайте как «приобретаемый Пользователем купон у Представителя, имеющий буквенно-цифровой код, позволяющий однозначно идентифицировать Подписчика и дающий право на приобретение у Продавца Товаров / Услуг на условиях проведения Акции в период ее действия». По правовой сути — это предоплата, потребитель приобретает возможность приобретения товара, услуги по специальной цене. А предоплата всегда должна быть возвращена потребителю в случае, если товар или услуга не были переданы покупателю.

 

«С точки зрения потребителя, если он не воспользовался купоном, он ничего не получил, - говорит  Светлана Корабель. - Купон — это право получить товар или услугу на определенных условиях. А что если получение товара или услуги еще не состоялось? По закону, потребитель до получения товара или услуги может от них отказаться. То, что пишут купонные сервисы, когда ограничивают возможность возврата денег, не имеет правовой основы, противоречит закону.

 

Единственный момент, который может быть решен по-разному в судебных спорах – это  возврат денег за неиспользованный купон по истечении срока действия акции. Следуя общей логике рассмотрения купона как предоплаты, деньги вернуть можно и по истечении акции. Особенно в случае, если сумма не была перечислена реальному продавцу, а осталась в купонном сервисе. Но с другой стороны, можно это рассмотреть как оказанную услугу – право приобрести товар по специальной цене. Тогда то, что потребитель этим не воспользовался – его проблема.

 

То есть, мы рассматриваем две ситуации: право требовать возврата денег по неиспользованному купону в период действия акции и после истечения срока действия акции. В первом случае возврат должен быть однозначно. Во втором — все зависит от ситуации, условий и т.д.».

 

В соответствие с п. 4 ст. 26.1 ФЗ «О защите прав потребителя»: Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Так как на купонных сервисах нет указания на порядок и сроки возврата, следовательно, на них распространяется срок возврата 3 месяца.

Светлана Корабель: «Конечно, есть требование закона, о том что, возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Но в случае приобретения купона — приобретения товара или услуги еще не произошло, речь идет о предоплате.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В случае купонных (скидочных) сервисов — можно также ссылаться на этот срок.

 

Проблема лишь в том, что добровольно купонно-скидочные сервисы не исполняют эту обязанность. И заставить их можно только через суд».

 

В связи с тем, что суммы приобретенных скидок обычно не более 1000 руб., тратить время на судебные разбирательства не хочется. И в итоге, складывается общая точка зрения, что уплаченные за купон деньги возврату не подлежат.

 

«Обычная практика работы купонного сервиса с продавцом: деньги от потребителя поступают на счет купонного сервиса, после чего деньги перечисляются продавцу только при предъявлении купона, полученного от потребителя. Вывод: денежные средства за не использованные купоны остаются у купонного сервиса. Это, однозначно, неосновательное обогащение со стороны купонного сервиса за счет потребителя», - заключает Светлана Корабель.

 
__________________________________
 

Дополнительные комментарии и разъяснения можно получить напрямую у Светланы Корабель по телефону +7 (922) 209-28-23 или по электронной почте korabel@jus-cogens.ru.

Светлана Корабель — управляющий партнер, директор юридического агентства «ЮС КОГЕНС», базирующегося в Екатеринбурге, специализируется на ИТ-праве и сопровождает проекты от небольших стартапов до резидентов «Сколково».

 

 

К списку событий