Рус | Eng

ЮС Когенс - Юридические услуги

+7 (343) 204-71-33

Время работы:

пн - пт: с 9:00 до 18:00


Главная > События > Пресс-завтрак "Законное закручивание гаек"


Вебинар "Земля и недвижимость. Правовые новинки-2016".

Видео

 

Пресс-завтрак "Законное закручивание гаек"

 

Пресс-завтрак «Утренний кофе с юристом» 26.07.2012

 

Эксперты:

Управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Владимировна Корабель

Исполнительный директор юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Ангелина Александровна Азанова

 

 

1. Скандальный законопроект об НКО рассмотрен Советом Федерации и подписан Президентом России. 

 

Федеральный закон от 20 июля 2012г. №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Этим законом вносятся изменения в ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в УПК РФ и УК РФ.

 

Российские НКО, участвующие в политической деятельности и получающие деньги и имущество от иностранных источников, будут считаться некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента и будут обязаны подать в Министерство юстиции заявление о включении их в  специальный реестр, а также информировать об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих средств. Порядок ведения реестра пока не установлен и ГУ Министерства юстиции по Свердловской области, пока не получило разъяснений по данному вопросу. По данным на 01.07.2012г. В Свердловской области зарегистрировано 7264 НКО.

              

Как определить, занимается общественная организация политической деятельностью или нет? Статья 2 Закона дает такое определение - «некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

 

НКО, имеющим статус иностранного агента, теперь грозят ежегодные плановые проверки Минюста, а также внеплановые - в случае поступления обращений граждан и юридических лиц.

 

В случае выявления нарушений деятельность НКО может быть приостановлена на срок до 6 месяцев. Это значит, что приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

И до появления обсуждаемого закона раз в год в Минюст необходимо было подавать отчет ОН0003, но его сдавали единицы, те, кто попал в плановую (за 3 года) проверку, Министерства юстиции. Сейчас некоммерческие организации должны будут подавать:

·                  один раз в полгода отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов,

·                  ежеквартально подавать документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников,

·                  ежегодно - аудиторское заключение.

 

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, что, несомненно, повлечет за собой дополнительные расходы. Так же организации обязаны будут вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

 

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и распространяемые ею, в том числе, через средства массовой информации или с использованием интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы или распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

 

Информация, подаваемая структурными подразделениями, будет открытой (Ст. 2 ФЗ №121-ФЗ): «структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации ежегодно представляет в уполномоченный орган аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации (российского индивидуального аудитора), уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения, представленные структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, или предоставляет их средствам массовой информации для опубликования».

 

Росфинмониторинг будет анализировать информацию о деятельности НКО и сообщать обо всех нарушениях в Министерство юстиции. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.

 

Уполномоченный орган ежегодно будет предоставлять Государственной Думе отчет о деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента.

              

Внесены изменения и в Уголовный кодекс РФ. Статья 239 изложена в новой редакции:

 

«1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

2. Создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

3. Участие в деятельности некоммерческой организации, указанной в частях первой и второй настоящей статьи, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

              

Старая редакция статьи выглядела так:

«1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

              

Глава 32 УК РФ дополнена ст. 330.1 следующего содержания: 

 

Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

 

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, -

               наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Таким образом, ФЗ №121-ФЗ значительно расширяет полномочия контролирующих органов и предусматривает дополнительные обязанности для НКО. Закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

 

Но есть и те, на кого не будет действовать новый закон.

 

Действие закона не распространяется на религиозные организации, на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.

 

 

2. Возвращение статьи УК РФ о клевете. Статья 129 УК РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ. И вот она возвращается.

 

Закон одобрен СД, но пока не подписан Президентом.

 

3. Цензура в интернете. ФЗ о внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и другие законодательные акты.

 

Закон одобрен СД, но пока не подписан Президентом.

 

ФЗ о внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и другие законодательные акты.

 

Формирование реестра вступает в силу с 01.11.2012 г.

 

Орган, который будет вести реестр пока не определен.

 

Внесены изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Появились новые понятия:

страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

 
Взаимодействие с нарушителями:

Сначала провайдер хостинга сообщает о нарушении владельцу сайта.

 

Вопрос: как провайдер хостинга узнает о включении в реестр? Получит электронное письмо? Письмо по почте? Будет установлен электронный обмен документами со всеми хостинг-провайдерами?

 

Далее совсем непонятно — если ни провайдер, ни владелец ничего не сделали — то сетевой адрес включается в реестр или нет?

 

Похоже, что здесь техническая ошибка, которая будет исправлена.

 

На этом этапе, конечно, может быть избежание ответственности и действий. Провайдер может быть в иной юрисдикции.

 

Оператор связи тоже включается в цепочку: с момента включения в реестр (опять вопрос, как он об этом узнает: будет отслеживать реестр на сайте? Заведет отдел по работе с таким реестром?) он должен ограничить доступ к такому сайту в сети интернет.

 

Включение в реестр может быть оспорено в суде. Это уже хорошо, но понятно, что очень долго! К тому же есть пресекательный срок — 3 месяца с момента внесения в реестр. Остается вопрос: кто расскажет владельцу сайта об этом? Он сам узнает, когда не сможет зайти на свой сайт?

Его даже никто не предупредит.

 

Технические возможности блокировки сайтов и отдельных страниц сайта уже существуют. Проблем с техническим исполнением закона не будет.

 

Но велика вероятность проблемы право применения: так уполномоченный орган может спутать сайт и страницу. Из-за одного пользователя могут заблокировать целый ресурс. Конечно, когда дело дойдет до суда по иску владельца сайта все решится, но на это нужно время. Для интернет-сайтов это слишком важный ресурс. А уполномоченный орган за неточность даже к ответственности не привлечь.

 

Ситуация: вполне возможно через год или раньше все порно сайты в интернете попадут в черный список — и станут недоступны даже для взрослых.

 

Контакты:

Юлия Столба, (343) 213-18-80, stolba@bk.ru.

Юридическое агентство «ЮС КОГЕНС»

Телефоны: (343) 222-222-3, электронная почта: main@jus-cogens.ru,   www.jus-cogens.ru

К списку событий