Рус | Eng

ЮС Когенс - Юридические услуги

+7 (343) 204-71-33

Время работы:

пн - пт: с 9:00 до 18:00


Главная > Обзоры судебной практики > Авторское право > Обзор от 08.07.2014. Споры про "Смешариков".


Вебинар "Земля и недвижимость. Правовые новинки-2016".

Видео

 

Обзор от 08.07.2014. Споры про "Смешариков".

 

1. Изготовление торта, имеющего украшение в виде объемных фигурок персонажей известного анимационного сериала, являющихся товарным знаком, не является нарушением прав на чужой товарный знак в случае, если торт был изготовлен по индивидуальному заказу.

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда № 18АП \-8767/2012 по делу № А76-9161/2012 от 13 сентября 2012 года.

 

Индивидуальным предпринимателем, владельцем пекарни, был изготовлен по индивидуальному заказу торт с изображением объемных фигур героев анимационного «Смешарики». Владелец товарных знаков, в качестве которых зарегистрированы изображения персонажей «Ежик», «Копатыч», «Крош», «Лосяш», «Нюша», «Совунья» обратился в суд с иском о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака. Судом первой инстанции требования были удовлетворены частично, однако суд апелляционной инстанции отменил указанное решение, т. к. не нашел в действиях индивидуального предпринимателя нарушений прав на товарный знак.

 

Суд апелляционной инстанции указал, что по смыслу ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации такой способ использования объекта авторского права как распространение представляет собой предоставление права доступа к оригиналу объекта либо его экземплярам путем предложения их к продаже или отчуждения иным способом неограниченному кругу лиц.

 

Суд апелляционной инстанции, исследуя представленные в материалы дела доказательства, установил, что торт, на котором, как утверждает истец, были размещены объемные изображения персонажей сериала «Смешарики», изготовлен ответчиком в единственном экземпляре по заказу сотрудника истца. Доказательств изготовления и реализации ответчиком тортов с изображениями персонажей сериала «Смешарики» для неопределенного круга лиц в материалы дела не представлено.

 

При таких обстоятельствах использование ответчиком при производстве торта по индивидуальному заказу истца изображений персонажей сериала «Смешарики» не является их распространением применительно к п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает исключительные права компании на данные изображения.

 

Кроме того, размещая на торте названные изображения, являющиеся частью комбинированных товарных знаков истца, ответчик не использовал их для целей индивидуализации своего товара и повышения спроса на него.

 

Спорный торт изготовлен ответчиком в единственном экземпляре, по индивидуальному заказу и реализован заказчику.

 

Учитывая, что основное назначение товарного знака состоит в индивидуализации товара конкретного лица, т.е. товарный знак позволяет отличать товары одного производителя от другого, в рассматриваемой ситуации использование ответчиком для создания торта изображений персонажей сериала «Смешарики» не повлекло негативных последствий для субъективного права истца, что свидетельствует об отсутствии в действиях ответчика признаков правонарушения и исключает привлечение его к ответственности.

 

2. Если защищаемые товарные знаки фактически являются группой (серией) знаков одного правообладателя, которые зависимы друг от друга, связаны между собой наличием одного и того же доминирующего словесного элемента, имеют фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность товарных знаков, то нарушением считается использование не каждого товарного знака, а всей серии.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2384/12 от 26.06.2012 г.

 

Истец, правообладатель товарных знаков “CHANTAL” и “Chantal”, обратился с иском о взыскании компенсации за незаконное использование указанных товарных знаков на этикетках бутылок с вином, ввезенных на территорию Российской Федерации. Суды первых трех инстанций правомерно оценили действия ответчика как нарушение исключительных прав истца, однако неверно определили размер компенсации. Разрешая вопрос о подлежащей взысканию компенсации, суды исходили из того, что ответчиком было допущено нарушение исключительных прав истца на два товарных знака (“CHANTAL” и “Chantal”), поэтому взыскали компенсацию в размере четырехкратной стоимости контрафактного товара (по двукратной стоимости контрафактного товара за нарушение прав на каждый товарный знак).

 

Высший Арбитражный Суд указал, что защищаемые товарные знаки фактически являются группой (серией) знаков одного правообладателя, которые зависимы друг от друга, связаны между собой наличием одного и того же доминирующего словесного элемента, имеют фонетическое и семантическое сходство, а также несущественные графические отличия, не изменяющие сущность товарных знаков. С учетом этого, этикетка каждой ввезенной в Российскую Федерацию бутылка нарушает права истца на принадлежащие ему два зависимых товарных знака одновременно, но количество контрафактного товара при этом не увеличивается вдвое. Ответчиком были ввезены 23 247 бутылок, стоимость которых составила 1 188 008, 80 рублей, соответственно исходя из двукратной стоимости ввезенной контрафактной продукции, компенсация должна быть взыскана в размере 2 376 017, 60 рублей.

 

Таким образом, Высший Арбитражный Суд отменил нижестоящие судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.

 
Ведущий юрисконсульт юридического отдела ООО "ЮС КОГЕНС"

Краснобаева Юлия Сергеевна

 

Телефон: 222-22-23.
Электронная почта: main@jus-cogens.ru